РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 «Колокольчик»

 

ПРИНЯТА

На заседании педагогического совета

МБДОУ «Д/ с № 25 «Колокольчик»

Протокол № ___от «___» ________201__г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий

МБДОУ «Д/с № 25 «Колокольчик»

________________М.В. Юрчишина

«____» _________201___г.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ

  

 

Составила:

Педагог-психолог:

Куцая Александра Сергеевна

  

ЖК «Бутово-парк»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ   3

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА… 3

1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…. 5

1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ…. 5

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…. 6

1.4.1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ В ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ… 7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ… 10

2.1 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА… 10

2.2.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ… 13

2.2.1 Направление «Психологическая диагностика».. 13

2.2.2 Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция».. 14

2.2.3Направление «Психологическое консультирование».. 14

2.2.4 Направление «Психологическая профилактика и психологическое просвещение».. 15

2.4. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО… 19

2.4.1. С руководителем ДОУ… 19

2.4.2 С воспитателем.. 19

2.4.3 С музыкальным руководителем.. 21

2.4.4 С инструктором по физической культуре. 21

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ… 22

3.1. Психолого-педагогические условия.. 22

3.2 Материально-техническое оснащение и оборудование. 23

3.3 Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДОУ… 25

4. Заключение……………………………………………………………

 

 
   
   
   

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность рабочей программы педагога-психолога ДОУ обусловлена необходимостью сохранения и укрепления психического здоровья детей, являющихся воспитанниками данного учреждения, что определяется, как приоритетная  задача в развитии современного дошкольного образования. Стоит отметить, что профессиональная деятельность современного педагога-психолога ДОУ ориентирована на создание условий для всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте и реализации его возможностей на данном этапе развития, а также на психологическое сопровождение формирования психологических новообразований, что будет являться основой дальнейшего становления человека в последующие периоды развития.

Дошкольный период является достаточно важным для становления личности, в котором формируются предпосылки личностных качеств, развивается ответственность ребенка и его умение делать свободный выбор, уважать и понимать окружающих людей. Исходя из чего, современное дошкольное образование ставит своей целью не только формирование суммы знаний у воспитанников,  но и развитие базовых компетенций личности, в частности, социальных и культурных навыков, а также здорового образа жизни.

 Произошедшие в последние годы изменения в системе дошкольного образования, связанные с введением федеральных государственных стандартов к данному типу учреждений, их сотрудникам и воспитанникам, способствовали активному становлению психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ является внутренняя жизнь ребенка до 7 лет.

Предметом –  психическое здоровье ребенка. В процессе своего развития ребенок усваивает социальные правила через взаимодействие со взрослыми.

При разработке рабочей программы педагога-психолога ДОУ мы опирались на Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014 года, ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года, положения Федеральных государственных требований СанПиН 2.4.1.3049-13;  Министерства здравоохранения Российской Федерации, нормативно-правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.  За основу программы использована концепция примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

Рабочая программа реализуется в период всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

Рабочая программа (далее Программа) определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: профилактика, диагностика, коррекция, консультирование и психологическое сопровождение деятельности ДОУ в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, а также со всеми участниками образовательного процесса ДОУ.

В рамках данной рабочей программы осуществляется годовое и перспективное планирование деятельности с учетом конкретной образовательной ситуации в ДОУ.

Рабочая программа ориентирована на обеспечение психологического сопровождения образовательных областей: физическая, социально-личностная, познавательно-речевая и художественно-эстетическая.

Содержание рабочей программы опирается, в первую очередь, на психологические особенности детей дошкольного возраста, а также на специфику ДОУ.

Структура рабочей программы ДОУ отражает все направления деятельности педагога-психолога.

Содержание деятельности программы определяется ФГОС ДО к условиям реализации ООПДО.

1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирования основ базовой культуры личности у него, всестороннего  психического и физического развития ребенка, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей, подготовка его к жизнедеятельности в современном обществе, а также к процессу учения в школе.

Задачи деятельности педагога-психолога:

— проводить диагностику индивидуальных психологических особенностей и образовательных потребностей детей;

— осуществлять профилактику трудностей развития ребенка;

— оказывать помощь дошкольнику при разрешении актуальных задач развития, обучения и социализации;

— проводить психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников и педагогов;

— создавать условия для эффективного усвоения образовательных областей воспитанниками ДОУ;

— осуществлять психологическое сопровождение разработок и реализации образовательных программ и развития ДОУ.

1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Основные принципы формирования программы педагога-психолога:

  1. Принцип развивающего образования (ориентир – «зона ближайшего развития» ребенка).
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие теории и практики).
  3. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
  4. Комплексно-тематический принцип построения процесса обучения.
  5. Принцип вариативности для личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе.
  6. Принцип интеграция образовательных областей (включение разных видов деятельности, форм организации процесса обучения детей).
  7. Принцип открытости системы дошкольного образования для обогащения культурными компонентами.
  8. Принцип учета возрастных особенностей при построении образовательного процесса (ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра).

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Федеральные государственные стандарты предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы, следующие требования:

— система мониторинга позволяет обеспечить реализацию комплексного подхода при оценивании итоговых и промежуточных результатов освоения Программы;

— мониторинг проводится для оценки динамики достижений детей;

— обязательное требование — описание форм, объекта, периодичности и содержания мониторинга.

Реализация данных требований возможно в рамках компетентности педагога-психолога возможна по следующим направлениям мониторинга – интеллектуальные, физические, личностные качества ребенка, а также соответствующие показатели в рамках конкретной образовательной области.

Основные используемые методы: наблюдение за ребенком, беседы и экспертные оценки. Также возможно проведение исследования с использованием критериально-ориентированных методик не тестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.  Система мониторинга сочетает в себе низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованные (тестов, проб и др.) методы, позволяющие обеспечить объективность и точность получаемых данных.

Два раза в год осуществляется изучение достижения  планируемых  промежуточных  результатов  освоения  программы.  При мониторинге рекомендуется использовать методы, которые позволяют  получить большой  объем  информации  в  оптимальные  сроки.

В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.

1.4.1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ В ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики вероятных успехов ребенка при окончании дошкольного образования.

Они никак не оцениваются и не могут являться реальными достижениями ребенка, основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.  Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры влияют на административные решения об аттестации педагогических работников, оценке продуктивности образования, итоговой или промежуточной оценке уровня развития детей, оценке выполнения муниципального (государственного) задания, распределении стимулирующего фонда оплаты труда работникам учреждения.

Они представляют собой основания преемственности дошкольного и начального общего образования, то есть реализация программы предполагает формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

При диагностическом обследовании детей дошкольного возраста  педагог-психолог проводит психологическую диагностику познавательных процессов детей, личностных качеств и психологической и мотивационной готовности к обучению в школе.

Зона профессиональной компетентности педагога-психолога при осуществлении мониторинга в ДОУ осуществляется в рамках следующих па­раметров:

  • младший возраст (3-4 года): игра, поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстни­ками), рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
  • средний возраст (4-5 лет): зрительное восприятие (узнавание черно-белых изоб­ражений), анализ продуктивной деятельности – рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д., мелкая моторика, социальные навыки – общение со взрослыми и сверст­никами, игра – уровень игры, преобладающий вид общения;
  • старший возраст (5-6 лет): игровая деятельность, анализ продуктов деятельности, коммуникативные навыки;
  • подготовительная к школе группа (6-7 лет): зрительно-моторная координация, составление сюжетного рассказа по серии картин, установление причинно-следственных связей, понимание логико-грамматических конструкций, ориентировка на листе бумаги.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

  1. Целевые ориентиры в период завершения дошкольного образования.

— ребенок осваивает основные культурные способы деятельности, демонстрирует инициативу, самостоятельность в таких видах деятельности, как общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование и т.п.; может выбирать для себя интересующий его род занятий, а также участников для осуществления совместной деятельности;

— ребенок имеет положительную установку по отношению к миру, к различным видам труда, окружающим его людям, а также по отношению и к самому себе, имеет чувство собственного достоинства; со сверстниками и взрослыми довольно активно взаимодействует, принимает участие в совместных играх. Уже может договариваться, учитывая интересы и чувства других, проявлять сопереживание при неудачах и радость за успехи других, свои чувства проявляет адекватно, даже чувство веры в себя, направлен на разрешение возникающих конфликтов;

— у ребенка хорошо развито воображение, которое проявляется  в самых разных видах деятельности, в первую очередь, в игре; ребенок обладает запасом разных форм и видов игры, способен различать условные и реальные ситуации, способен подчиняться разным правилам и социальным нормам;

— ребенок владеет устной речью на достаточно хорошем уровне, умеет выражать свои мысли, чувства и желания в ситуации общения, способен выделять звуки в словах, у ребенка начинают формироваться предпосылки грамотности;

— у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он достаточно подвижен, обладает выносливостью, владеет основными движениями, способен контролировать свои действия и управлять ими;

— ребенок может проявлять волевые усилия, соответствовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, способен придерживаться  правил личной гигиены и безопасного поведения;

— ребенок достаточно любознателен, задает много вопросов взрослым и сверстникам, пытается выяснить причинно-следственные связи, пытается сам найти объяснение причин природных явлений и действий людей; способен осуществлять наблюдение и даже эксперименты. Имеет начальные знания о себе, о мире природном и социальном, где он живет; ему уже знакомы произведения детской литературы, владеет элементарными знаниями о живой природе, истории, математике, естествознание и др.; ребенок может принимать собственные решения, основываясь на собственных знаниях и умениях в разных видах деятельности

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возраст от 3 до 4 лет

Ведущим видом деятельности становится игра, главной особенностью которой является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Действия с игрушками и предметами-заместителями составляет основное  содержание игры  детей младшего  дошкольного возарста.

В младшем дошкольном возрасте продолжают развиваться психические процессы:  восприятие (до 5 и более форм предметов, до 7 и более цветов, могут различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве дошкольного учреждения), память и внимание (могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов по просьбе взрослого, к 4 годам могут запомнить достаточно большие отрывки из любимых произведений), мышление (наглядно-действенное, они уже могут установить незначительные скрытые связи и отношения между предметами), воображение. Активного взаимодействия между детьми еще не наблюдаются, но можно встретить устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликтные ситуации у детей во многом связаны с игрушками. Именно мнение воспитателя влияет на определение положения ребёнка в группе сверстников. В этом период начинает формироваться самооценка, а также половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет

В игре можно наблюдать ролевое взаимодействие. Дети способны рисовать основные геометрические фигуры, наклеивать изображения на бумагу, вырезать ножницами и т.п. Закладываются навыки планирования последовательности действий. Дети могут разделить предметы по сенсорному признаку (величина, цвет); выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Развитие познавательных процессов осуществляется  в следующем направлении: формируется произвольное внимание, образное мышление (способны строить по схеме, решать лабиринтные задачи), растет устойчивость внимания (может концентрировать внимание в течение 15 – 20 минут), произвольная память закладывается (может запоминать несложное условие), речь выступает предметом активности детей. Познавательны мотив становится доминирующим в процессе общении ребёнка со взрослым.  Возможно проявление повышенной обидчивости. Во взаимодействии с другими детьми становятся более избирательными, наблюдаются постоянные партнеры по игре. В общении со сверстниками наблюдается избирательность, начинают появляться постоянные партнёры по играм. Появляются лидеры, а вместе с ними и конкурентность, соревновательность.

Возраст от 5 до 6 лет

Во многом игры носят ролевой характер, происходит усвоение социальных отношений, понимание подчинённости позиций в различных видах деятельности взрослых. Конфликты могут появляться при распределении ролевого поведения. Это период активного рисования, которое носит сюжетный характер; анализ рисунка человека позволяет сделать вывод о его половой принадлежности и эмоциональном состоянии. Начинает проявляться конструирование в процессе совместной деятельности. Продолжается развитие познавательных процессов: совершенствуется восприятие цвета, их оттенков, форм прямоугольников, овалов, треугольников, величины объектов, уже способны выстраивать предметы по возрастанию или убыванию (до 10); продолжается развитие образного мышление (совершенствуется обобщение, ведущее к развитию словесно-логического мышления, происходит освоение мыслительными средствами); развитие воображения происходит только при работе по его активизации; внимание переходит от непроизвольного к произвольному; совершенствуется речь, развивается связная речь (дети способны пересказывать, рассказывать по картинке, передавая детали).

Главной особенностью данного периода является то, что в игре происходит структурирование пространства для игры, распределение ролей, развитие изобразительной деятельности, применение в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоение обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Возраст от 6 до 7 лет

В подготовительной к школе группе происходит усложнение игрового пространства, дети усваивают правила взаимодействия людей. Рисунки человека у мальчиков и девочек имеют серьезные различия между собой, они становятся более детализированными и пропорциональными. При определенных педагогических условиях у детей развиваются художественно-творческие способности в отношении изобразительной деятельности. Старшие дошкольники способны обобщать, анализировать не только основные конструктивные особенности различных деталей, но и определять их форму, исходя из опыта столкновения  с  объёмными предметами. Происходит развитие восприятия, но они не всегда способны сразу учитывать несколько разных признаков. Развивается образное мышление, его проявления – навыки обобщения и рассуждения, которые проявляются в ограничении, связанным с восприятием наглядных признаков ситуации. Происходит развитие произвольного внимания дошкольников. Развитие диалогической и некоторых вариантов монологической речи происходит благодаря особым образовательным условиям.

Дошкольный возраст завершается усвоением мира вещей как предметов человеческой культуры, развитием половой идентификации усвоением позитивных форм общения с людьми, формированием позиции школьника. Познавательное и личностное развитие, достигнутое в данный период, определяет успешность обучения  в школе.

2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

2.2.1 Направление «Психологическая диагностика»

Цель: получение информации об индивидуальных психологических особенностях развития детей для построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Согласно ФГОС ДО в ДОО может осуществляться изучение развития детей, его динамики, измерение их личностных образовательных результатов, что проводится педагогом-психологом совместно с педагогом в рамках психологической диагностики. Необходимо результаты изучения детей связывать с оценкой эффективности педагогических действий, выстраивая при этом дальнейшего планирование образовательной деятельности.

Для осуществления психологической диагностики (мониторинга) у воспитанников ДОУ обязательно необходимо письменное согласие родителей (или законных представителей).

Результаты психологической диагностики (мониторинга) могут использоваться только для решения образовательных задач: индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение образовательной траектории, психологическая коррекция особенностей развития); оптимизация работы с группой детей.

Педагог-психолог организует психологическую диагностику для изучения личностных характеристик, уровня развития познавательных процессов детей, их психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Результаты мониторинга фиксируются в индивидуальной диагностической карте ребенка, при анализе которой можно оценить результативность образовательной программы и эффективность организации образовательного процесса в ДОУ.

2.2.2 Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

В рамках ФГОС ДО развивающая деятельность педагога-психолога ориентирована на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников.

Психокоррекционная деятельность направлена на развитие у детей способов саморегуляции в разных образовательных ситуациях, что будет способствовать их успешности, достижению требуемого уровня освоения образовательной программы, что приведет к позитивным изменениям развития его личности.

Технологическое наполнение реализации данного направления в профессиональной деятельности педагога-психолога предполагает применение разнообразных видов игр, проблемных ситуаций, творческие задания, этюдов. При выборе конкретной формы, технологии и содержания работы в рамках данного направления, определение адресной группы воспитанников следует опирать на результаты психологической диагностики (мониторинга). Главным принципом при отборе психологического инструментария выступает принцип целостного воздействия на личность ребенка.

2.2.3        Направление «Психологическое консультирование»

Цель психологического консультирования определяется в помощи человеку в разрешении его проблемы при условии осознания ее наличия. В ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.

Задачами психологического консультирования  в условиях ДОУ являются:

— при затруднениях, возникающих в образовательном процессе, осуществляется оказание психологической помощи;

— оптимизация индивидуального и возрастного развития ребенка;

— научение приемам саморегуляции, самопознания, применению собственных ресурсов для выхода из проблемных ситуаций;

— психологическая помощь для выработки эффективных жизненных стратегий в рамках трудных образовательных ситуаций;

— формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

2.2.4 Направление «Психологическая профилактика и психологическое просвещение»

Психологическая профилактика в условиях реализации ФГОС ДО представляет собой приоритетное направление деятельности педагога-психолога в ДОУ, реализуемое, в частности, через психологическое просвещение

Цель психологической профилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, предупредить нарушения в развитии ребенка, создать благоприятные психогигиенические условия в ДОУ (психологическое информирование субъектов образовательного процесса о вероятных трудностях).

Содействие педагогам в проектировании психологически безопасной среды выражается в планировании оптимального развивающего пространства, опоре на игровую деятельности как ведущую в дошкольном возрасте, формировании благоприятного психологического климата в ДОУ, профилактики и своевременном разрешении конфликтов в ДОУ, психологической экспертизе программно-методического обеспечения.

Психологическое просвещение представляет собой профессиональную деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что и является своеобразным средством психологической профилактики.

2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Категории Содержание работы Группы Сроки

выполнения

Психологическая диагностика
Работа с детьми 1. Диагностика нервно-психического развития детей.

2.Диагностика личностных особенностей детей (Самооценка О.В.Хухлаева).

3. Изучение психологической готовности детей к школьному обучению (Тест Керна-Йерасика, методика М.Семаго).

4. Изучение эмоциональной сферы (Методика Л.П.Стрелковой).

5. Изучение психологических особенностей с применением таких методик, как наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа и другие.

2-я младшая

 

Подготовительная, старшая

 

Подготовительная

 

 

Старшая, подготовительная

 

По запросу родителей, педагогов

Сентябрь –

Октябрь

Октябрь

Май

 

Октябрь

Апрель

 

 

В течение года

 

 

В течение года

Работа с педагогами 1. Лист оценки профессиональной деятельности и личности воспитателя.

2. Анкета «Психологическое состояние в коллективе».

3. Изучение личности педагога.

4. Изучение педагогического коллектива.

 

Педагогический состав

Все сотрудники

 

По запросу

 

По запросу администрации

Сентябрь

 

Октябрь

 

В течение года

 

В течение года

Работа с родителями 1. Анкетирование родителей, вновь прибывших детей.

2. Анкета «Готов ли ваш ли ребенок к школе?».

3. Анкетирование «Довольны ли Вы работой ДОУ».

4. Психологическая диагностика.

2-я младшая

 

Подготовительная

 

Все группы

По запросу родителей, педагогов, администрации

Сентябрь

 

Февраль

 

Май

 

В течение года

Развивающая работа и психологическая коррекция
Работа с детьми 1. Психологическое сопровождение в период адаптации к ДОУ (А. С. Роньжина).

2.Коррекционно-развивающие занятия по развитию эмоционально-волевой сферы (программа «Мир эмоций»).

3. Индивидуальные развивающие занятия с «трудными» детьми, в сфере

2-я младшая

 

 

 

Старшая, подготовительная

 

 

Индивидуально

В течение года

 

В течение года

 

1 раз в неделю

Ноябрь-

Апрель

 

  общения и поведения (Р.Р.Калинина).

4. Сказко- и пескотерапия с детьми, имеющими проблемы в личностном развитии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.Ю. Епанчинцева)

5. Индивидуальные развивающие занятия с детьми

Индивидуально

 

 

 

По запросу родителей, педагогов.

В течение года, согласно циклограмме

В течение года, согласно циклограмме

 

В течение года

Работа с педагогами 1. Тренинговые занятия по развитию рефлексии.

 

Все сотрудники В течение года
Работа с родителями 1. Курс занятий с родителями подготовительной группы «Школа родителей первоклассников», в форме деловой игры: «Что такое психологическая готовность к школе?», «Мотивационная готовность», «Интеллектуальная готовность».

 

 

 

Декабрь

Май

 

 

 

 

 

Психологическое консультирование
Работа с педагогами 1. Консультации по проблемам адаптации детей к детском саду.

2. Консультации по итогам психодиагностического исследования.

3. «Эмоциональная безопасность  ребенка в детском саду»

5. «Наглядные формы работы с родителями»

6. Консультации по проблемам обучения, воспитания, развития детей и личным вопросам.

По запросу

 

Все сотрудники

 

Все сотрудники

 

Все сотрудники

 

Индивидуально

В течение года

 

В течение года

 

Ноябрь

 

Февраль

 

В течение года

 

Работа с родителями 1. Беседы-консультации с родителями вновь поступивших детей.

2. Групповая консультация «Родители в период  адаптации к детскому саду».

3. Консультация «Основные

направления деятельности взрослых в

семье» (познавательное развитие).

4. Индивидуальные консультации родителей по запросу.

5. Консультации с родителями по результатам диагностики индивидуального развития ребенка.

Индивидуально

 

2-я младшая

 

Информационный стенд

 

Индивидуально

 

 

Индивидуально

Июль-август

В течение года

Сентябрь

 

Декабрь

 

 

В течение года

 

 

В течение года

  Консультационный пункт для родителей, дети которых не посещают детский сад «Психолого-педагогическая помощь при воспитании детей». Индивидуально В течение года
Психопрофилактика и психологическое просвещение
Работа с педагогами 1. Дискуссия «Психолого-педагогические аспекты  профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ»

2. Тренинг развития коммуникативных навыков.

3. Семинар «Способы выхода из конфликта с родителями, коллегами»

4. Релаксационные занятия для снятия напряжения у педагогов.

5. Участие в семинарах, педагогических советах, проводимых в ДОУ.

6. Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп «Страничка психолога».

7. Выдача книг психологической библиотеки (по запросу).

Все педагоги

 

 

 

Все сотрудники

 

Все педагоги

 

Все сотрудники

 

Все сотрудники

 

 

Индивидуально

Сентябрь

 

 

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Март

 

Согласно годовому плану ДОУ

В течение года

 

 

 

В течение года

Работа с родителями Родительский лекторий:

1. «Психологические особенности дошкольников».

2. «Ребенок и детский сад: первые дни» (проблема адаптации).

3. «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста».

4. «Психологическая готовность к школе».

5. Оформление стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки в группах по темам:

·                   «Как помочь ребенка при адаптации детскому саду? Как вести себя родителям?»

·                   «Сто делать при детской истерике»

·                   «Как правильно поощрять ребенка»

·                   «Ребёнок и телевизор: практические советы»

·                   «Если ваш ребенок застенчив…»

·                   «Ребёнок с синдромом гиперактивности»

·                   «Детская агрессия»

·                   «Психологические особенности кризиса 3-х и 7-ми лет»

·                   «Готовлюсь в школу».

6. Составление и распространение памяток и рекомендаций.

Во всех возрастных группах

2-я младшая

 

2-я младшая

 

Подготовительная

 

Все группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По запросу

 Сентябрь

Октябрь

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Май

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

2.4. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

2.4.1. С руководителем ДОУ

  1. Исходя из актуальных образовательных задач учреждения, совместно с администрацией планирует свою профессиональную деятельность для успешной реализации реализуемых направлений.
  2. Уточняет ожидания от психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, его форм и методов работы, способствующие эффективности данного учреждения.
  3. Осуществляет профилактику и участвует в разрешении дискуссионных или конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.
  4. Оформляет и предоставляет отчетную документацию.
  5. Осуществляет индивидуальные психологические консультации (по запросу).
  6. Принимает участие в комплектовании групп, исходя из индивидуальных психологических показателей детей.
  7. Рекомендует администрации при необходимости направить воспитанника с особенностями развития на городскую ПМПК.
  8. Обеспечивает создание условий для психологического комфорта всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  9. В нештатных и чрезвычайных ситуациях оказывает экстренную психологическую помощь.

2.4.2  С воспитателем

  1. Осуществляет формирование банка развивающих игр с учетом психологических особенностей воспитанников группы.
  2. Участвует в организации и проведении разнообразных праздничных мероприятий.
  3. В конце года осуществляет мониторинг сформированности предпосылок готовности к учебной деятельности у дошкольников.
  4. Осуществляет консультативную помощь и дает практические рекомендации воспитателям по разным направлениям их профессиональной деятельности.
  5. Составляет психолого-педагогические заключения по результатам исследовательских работ и информирует воспитателей о трудностях личностного и социального развития воспитанников.
  6. Организует и осуществляет консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также психологическое просвещение для решения прикладных задач.
  7. Участвует в построении индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
  8. Организует консультирование воспитателей по профилактике и коррекции эмоциональных и когнитивных проблем у детей.
  9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  10. Осуществляет психологическую поддержку воспитателям при самообразование.
  11. Оказывает психологическую профилактическую работу с эмоциональным выгоранием у воспитателей.
  12. Организует обучение воспитателей способам бесконфликтного выхода из спорных ситуаций (работа в паре).
  13. Способствует росту культурного уровня общения воспитателя с родителями (законными представителями).
  14. Организует психопрофилактические мероприятия для уменьшения эмоционального напряжения у воспитанников.
  15. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий.
  16. Участвует в организации деятельности по развитию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), организует просветительскую деятельность по данному направлению.

2.4.3  С музыкальным руководителем

  1. Оказывает помощь в создании эмоционального настроя на занятиях, в повышении внимания воспитанников.
  2. Совместно организуют занятия с дошкольниками для развития у них психологического раскрепощения, творческого воображения и фантазии.
  3. Способствует развитию у детей умения проводить анализ, определять, обозначать словами собственные переживания, чувства, что направлено на их эмоциональное развитие. Это осуществляется во время проведения комплексных занятий при прослушивании музыкальных произведений.
  4. Организует психологическое сопровождение в организованной образовательной деятельности и на этапе подготовки праздников, досугов. Развитие памяти, внимания, координации движений способствует успешному проведению мероприятий и подготовке к школе.
  5. Организует музыкальную терапию.
  6. Осуществляет обеспечение психологической безопасности при проведении массовых праздничных мероприятий.

2.4.4 С инструктором по физической культуре

  1. Принимает участие в постановке годовых задач детского сада по физическому развитию и планированию их реализации.
  2. Формирует у участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ понимание «здоровья»  и «здорового образа жизни».
  3. Осуществляет подбор игровых упражнений, подвижных и спортивных игр, исходя из возрастных и психофизиологических проявлений детей, показателей их развития и состояния здоровья.
  4. Способствует развитию мелко моторных и основных движений.
  5. Способствует формированию потребности в двигательной активности и физическом развитии.
  6. Оказывает психологическую помощь при организации взаимодействия разновозрастных групп (например, при организации соревнований между старшей и подготовительной группами).
  7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
  8. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  9. Способствует формированию у детей волевых и личностных качеств (настрой на победу, проигрыш в эстафетах и т. д.).

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия

Программа способствует созданию следующих психолого-педагогических условий, которые позволят достичь максимального уровня развития ребенка в дошкольном учреждении:

1) совместная деятельность взрослых с детьми, предполагающая создание таких ситуаций, в которых у ребенка будет возможность выбрать деятельность, партнера, средства и пр.;

2) формирование игры как важного условия  развития ребенка в дошкольном возрасте;

3) использование как репродуктивной, так и продуктивной деятельности детей, организация деятельности по усвоению культурных форм и образцов через исследовательскую, творческую деятельность детей; использование совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

4) формирование развивающей образовательной среды, способствующей физическому, познавательному, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

5) уважение взрослыми человеческого достоинства детей;

6) использование в воспитательно-образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, исходя из их возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей (неуместность искусственного ускорения или искусственного замедления развития);

7) поддержка взрослыми доброжелательного, позитивного отношения детей между собой и в процессе их взаимодействия в разнообразных видах деятельности;

8) поддержка проявления инициативности и самостоятельности воспитанников в характерных им видах деятельности;

9) включенность семьи в учебно-воспитательный процесс ДОУ семьи как важный фактор полноценного развития ребенка дошкольного возраста;

10) сопоставление нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование его самооценки;

11) систематическое профессиональное развитие педагогических работников.

3.2 Материально-техническое оснащение и оборудование

Управление реализацией Программы в ДОУ обеспечивается посредством административного контроля, результатами мониторинга и психолого-педагогической диагностики.

Интерьер дошкольного учреждения отвечает санитарным требованиям и требованиям современного дизайна и эстетики оформления.

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ реализуется в условиях, обеспечивающих полноценное развитие личности воспитанников на фоне их эмоционального комфорта и позитивного отношения к миру, себе и к окружающим их людям.

Реализация психолого-педагогического сопровождения в ДОУ осуществляется при профессиональном росте педагогических и руководящих работников, в том числе при условии получения ими дополнительного профессионального образования. Им оказывается консультативная помощь, а также родителям (законным представителям) воспитанников по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования. Проводится организационно-методическое сопровождение процесса реализации рабочей программы.

Образовательная среда ДОУ, в том числе кабинет педагога-психолога, созданы для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, создания их психоэмоционального благополучия, создания условий для профессионального развития педагогических работников, реализации вариативного дошкольного образования, обеспечения открытости дошкольного образования, для обеспечения участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Рабочее место специалиста имеет соответствующее техническое оснащение, позволяющее экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства позволяют педагогу-психологу проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми, обрабатывать и систематизировать результаты диагностических исследований, создать банк с психологическими данными, тщательно подготавливать и проводить диагностическую и коррекционно-развивающую работы и т.д.

  В кабинете имеются рабочий стол специалиста, шкафы для пособий, документации, детский столик и стульчики, компьютер, магнитофон, проектор, интерактивная доска методические комплекты для диагностики, развития и коррекции детей, развивающие игрушки и др., что способствует реализации всех направлений деятельности педагога-психолога и реализовать в работе собственный творческий потенциал.

Кабинет педагога-психолога, можно сказать, разделен на три зоны, исходящие из трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.

Диагностическая зона представляет собой детский столик и стульчики, методические комплекты для диагностики, игрушки, то есть все, что способствует психологическому комфорту ребёнка. Зона для проведения коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятий включает в себя детские столы и стульчики,  магнитную доску, а также песочницу с подсветкой.

Консультативная зона представляет собой рабочий стол педагога-психолога, шкаф для хранения документов, нормативно-правовая документация, регламентирующие деятельность педагога-психолога, набор диагностических методик, стимульный материал для проведения диагностики.

Для проведения релаксационных упражнений с детьми имеются удобный малогабаритный диван и два кресла.

В распоряжении педагога-психолога имеется темная сенсорная комната, которая позволяет получить необходимые световые, цветовые, звуковые, тактильные стимулы, которые способствуют успокаивающему, расслабляющему, тонизирующему, стимулирующему, восстанавливающему воздействию. В ней ребёнок может снять психическое напряжение, получить новые представления о мире, новые ощущения.

Сенсорная комната оборудована пучком фиброоптических волокон с боковым свечением «Разноцветная гроза», зеркальным уголком с пузырьковой колонной, пуфиком-креслом «Груша», проектором, зеркальным шаром, сухим бассейном с подсветкой, панелью настенной развивающей. Нахождение в ней восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.

 

3.3 Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДОУ

— психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

— обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

— достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

— сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;

— обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

— функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

— сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

— вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

 

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная рабочая программа педагога-психолога ДОУ способствует созданию условий с учетом «зоны ближайшего развития» воспитанников дошкольного учреждения при реализации воспитательно-образовательной деятельности с ними, продуктивно развивая психические процессы и оказывая содействие в преодолении неблагоприятных условий детского развития в разных видах деятельности.

В учебно-тематическом планировании отражена профессиональная деятельность педагога-психолога, направленная на создание благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка, обеспечение его эмоционального комфорта, помощь дошкольнику в продуктивной реализации его возможностей.

Для достижения базовой цели – охрана и укрепление психического здоровья детей, педагог-психолог включается в воспитательно-образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, налаживает  продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. С.И. Семенака «Социальная адаптация ребёнка в обществе» Программа и коррекционно-развивающие занятия для детей 6-7 лет. М. изд. АРКТИ 2016 г.
  2. Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию» М. изд. ТЦ «Сфера» 2015 г.
  3. Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию» М. изд. ТЦ «Сфера» 2015 г.
  4. Н.В. Соколовская «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Волгоград Изд. «Учитель» 2015 г.
  5. Т.В. Ананьева «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» СПб, изд. «Детство-пресс» 2014 г
  6. С.В. Рябцева, И.В. Спиридонова «Формирование психологической готовности к школе». М изд. «Скрипторий» 2015 г.
  7. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Программа «От рождения до школы» М., изд., «Мозаика-Синтез» 2015 г
  8. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, ИМ. Первушина «Тропинка к своему Я» М., изд. «Генезис» 2015г.
  9. С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М., изд. «Генезис» 2014 г.
  10. Т.П. Колодяжная, И.А. Маркарян, Н.В. Согомоньян «Семейное         воспитание детей с разным уровнем здоровья и развития» М.,

изд. «Перспектива» 2015г.

  1. Е.А. Чаус, Г.П. Попова «Определение готовности детей к обучению в школе» Волгоград 2016 г
  2. О.Н. Саранская Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» М., изд. «Национальный книжный центр» 2015 г.
  3. И.Л. Арцишевская «Учусь дружить!»  М., изд. «Национальный книжный центр» 2015 г.
  4. Т.А.  Андреенко, О.В. Алекинова «Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников» СПб., изд. «Детство-Пресс» 2014 г.
  5. Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет СПб., изд. «Речь», ТЦ «Сфера» 2014г
  6. Л.Д. Постоева Г.А. Лукина «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников» М. изд. «Национальный книжный центр» 2015 г.
  7. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева «Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста» изд. «Цветик-Семицветик» 2014г.
  8. ГО.Н. Истратова «Психологическое тестирование детей» Ростов-на- Дону изд. «Феникс» 2014г.
  9. Ю. Виес «Тестирование способностей вашего ребёнка» Минск, изд. ООО «Попури» 2014г.
  10. Р. Бэрон, Д. Ричардсон «Агрессия» СПб, изд. «Питер» 2013г.
  11. И.В.Возняк, И.М. Узянова, В. М. Командирова «Дневник педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения» В., изд. «Учитель» 2014г.
  12. Т. А. Емцева «Психолого-медико педагогическая работа» В., изд. «Учитель» 2013г.
  13. К.Н. Поливанова «Шестилетки. Диагностика готовности к школе» М. изд. «Эксмо»2013г.
  14.  П. Скиллер, Д. Россано «750 развивающих упражнений для детей дошкольного возраста» Минск, изд. ООО «Попури» 2011г.
  15. Л.Г. Руденко, Н.Н. Павлова «Диагностика – экспресс» М., изд. «Генезис» 2014 г.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *