Ребенок в системе семейных взаимоотношений

Главная Форумы Ребенок в системе семейных взаимоотношений

В этой теме 0 ответов, 1 участник, последнее обновление  admin 1 год, 1 месяц назад.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #77

    admin
    Хранитель

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ.. 

    1.ФУНКЦИЯ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА СЕМЬИ

    2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 

    3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ..

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Родитель – это профессия, которая сочетает в себе и педагога и психолога. Именно родители помогают сформировать личность своего ребенка. Они помогают подготовить ребенка к различным проблемам и трудностям, возникающим в его жизни, прививают высокие человеческие идеалы и нравственность, учат, как нужно достигать поставленных целей в жизни и т.д.

    Выделение в отдельную область семейной педагогики позволило получить разнообразный материал для разработки теоретического и практического изучения ребенка в системе семейных взаимоотношений. В этом помогли работы Макаренко, Сухомлинского и других известных ученых.

    В настоящее время педагогика и психология семьи получила существенное развитие за счет многочисленных исследований наших современников. Среди них: А.Я. Варга, Е.П. Арнаутова, А.Я, Ярцимович и т.д. Глубоко исследованы вопросы семейного воспитания, семейной психологии, педагогической культуры родителей, зависимость детского сада в воспитании родителей, коррекция поведения ребенка.

    1. ФУНКЦИЯ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА СЕМЬИ

     

    Семья является практически той же самой педагогической и социальной системой, как и детский сад, школьные учреждения и т.д. В семье выделяют следующие элементы: дети, родители, образование, воспитание, средства воспитания и обучения, а так же различные взаимосвязи между родителями, детьми и родителями, детьми между друг другом.

    В современной психологии и педагогики семья  — это малая группа, которая является коллективом, поскольку деятельности внутри семьи вне ее обладает социальной значимостью и необходима общественности.

    К основным семейным функциям относятся:

    1. Воспитательная функция.

    Воспитание семьей детей – это реализации функции социализации по отношению к обществу. Эта функция достаточно длительного свойства и заключает в себе период от рождения до полного взросления.

    Воспитание ребенка в семье способствует полноценному формированию его личности и раскрытию способностей. Семья передаёт ребенку опыт социальный и является посредником между ним и обществом. Она является самым главным воспитателем в первые годы жизни ребенка, так как по большей части воспитание происходит из-за специфических особенностей.

    Каждая семья имеет свои ценности и соответственно свою систему воспитания. Ребенок очень чувствительно относится к реакции членов семьи, которые принимают участие в его воспитании. Он понимает, что огорчил кого-то или наоборот обрадовал своим поведением. Соответственно семья предъявляет требования к своим членам и воздействует в воспитательном плане.

    Только самовоспитание самих воспитателей позволит осуществить самый лучший процесс воспитания детей. Дети часто не понимают, какое влияние могут оказать на других членов семьи, хотя делают это уже с рождения. Воспитательная среда характеризует саму семью. Эту среду определят определенные факторы (ценности социальные и атмосфера внутри семьи) и именно за счет них можно понимать станет ли она системой, которая позволит ребенку достичь самореализации и саморазвития.

    Естественность и непреднамеренность в реализации жизнедеятельности внутри семейной группы – это есть специфика воспитательной деятельности семьи. Поведенческие модели предоставленные семьей позволят ребенку приобрести собственный социальный опыт. Его обучение строится на конкретных поступках взрослых, на их способах общения. Ребенок взаимодействия с окружающими учиться оценивать, сравнивать и соответственно выбирать подходящие для него формы поведения.

    Выступая организатором различных видов деятельности ребенка, семья в таком виде выступает одним из факторов его воспитания. Дети после рождения не обладают необходимыми умениями для выживания, в отличие от многих представителей животного мира. Только близкие люди могут организовать общение ребенка с окружающим миром. В этом прослеживается глубокий педагогический смысл. Потому что, только взаимодействуя с окружающей средой, ребенок способен полноценно развиваться.

    Можно выделить следующие особенности домашнего воспитания.

    а) Воспитание здорового ребенка.

    б) Эмоциональное и нравственное воспитание ребенка зависит от семьи.

    в) Необходимость развивать и совершенствовать интеллектуальный уровень ребенка через интеллектуальное развитие его старших членов семьи.

    г) Ребенок должен овладеть родной речью. От этого зависит его будущее образование, культура и социальное положение.

    Семья, как и любая социальная ячейка имеет свою структуру. В эту структуру входя члены семьи, их число состав, а так же сюда включаются отношения между членами данной семьи. В течение жизни структура и состав любой семьи подвергаются изменениям.

    Выделяют следующие основные стадии развития семьи:

    Первая стадия – этап молодой семьи (0-5лет).

    Начинается от рождения семьи до появления первого ребёнка в семье. Проблемы, которые возникают на этом этапе – это адаптация супругов к новой жизни и к друг другу, как в плане сексуальной адаптации, так и в плане семейной. Основные задачи развития на этой стадии – проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. В этот период происходит формирование сильного напряжения эмоционального. Именно на этой стадии происходит самое большое количество разводов.

    Вторая стадия – семья с несовершеннолетними детьми.

    Данный этап продолжается от рождения первого ребенка до того момента пока последний ребенок уйдет из семьи. В это время происходит взросление семьи с большой бытовой и хозяйственной активностью. Этот этап проявляется самой активной воспитательной функцией, именно она специфическая особенность данного этапа. Он характеризуется перенапряжениями и перегрузками супругов. Постоянная адаптация к меняющимся условиям, структуры семьи и изменениям функций внутри нее.

    Третий этап – завершающий. Последний ребенок покидает семью и наступает пустота в доме. Возможно проявления ненависти супруга к супруге, так как происходит потеря того ради чего они жили вместе. Так же происходит отдаление детей от родителей и различные непонимания и конфликты. Происходит освоение ролей бабушек и дедушек, возникает проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста – удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.[1]


              2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

     

    Механизмы социализации ребенка активизируются наиболее полно в семейном воспитании за счет большого влияния его родителей на него. Именно идентификация и понимание являются этими механизмами, которые приобщают ребенка к действительности социальной, помогают в его жизни стать хорошим учеником.

    Поведение, отличающее понятия хорошо и плохо формируются за счет такого понятия как подкрепление. В различных семьях различаются и ценностные жизненные ориентиры. Родители оказывают стимулирующее воздействие на ребенка, если он поступает, по их мнению, правильно, за счет одобрения, поощрения, чем корректируют его поведение. С другой стороны, если ребенок идет вразрез представлениям родителей «о хорошем», то они его наказывают, порицают и стыдят.

    Эмоциональное подкрепление очень важно для маленьких детей, начиная уже с самого их рождения. Упрочивается желаемое поведение за счет одобряемого и положительного подкрепления. Негатив влияет отрицательно на развитее ребенка, поэтому он исключается из поведенческого репертуара. Методично, изо дня в день ребенку внушаются определённые системы правил, норм, представлений. И объясняются, какие из них допустимы в этом обществе, а какие нет. Но все же дети не могут полностью принять и усвоить всю моральную составляющую семьи. Он фильтрует все эти системы ценностей через личный опыт и у него появляются свои ценности и правила.

    Ребенок, который любит и уважает своих близких людей, признает их авторитет и старается им подражать по мере возможности, ориентируясь на их отношения с окружающими людьми, их поведение  и т.д., проходит процесс идентификации.

    На формирование самосознания ребенка и его полноценной личности  оказывает понимание. И тут лучше родителей ни кого нет. Только ни чувствуют ребенка, его настроение, понимают весь внутренний его мир, в короткий промежуток времени реагируют на возникающие у него проблемы и стараются решить их. Именно родители создают все условия для полноценного раскрытия индивидуальности своего ребенка.

    К поведению ребенка необходимо предъявлять различные требования, чтобы добиться определённого воспитания.

    Содержание, имеющее в своем составе нормы, ценности, морали и те способы осуществления представляют собой педагогические требования. Педагогика трактует понятие требование не только как определенное распоряжение, но и как регламентацию жизни ребенка (упорядочивание содержания).

    Разная тактика воспитания определяется различным отношениям семей требования к воспитательным системам. А. В. Петровский выделяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.

    Диктат характеризуется тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер.

    К максимуму требовательности в воспитании в свое время призывал А.С. Макаренко, но при условии, что она будет сочетаться с максимумом уважения и доверия к ребенку. Требовательность без сочетания с доверием и уважением к ребенку оборачивается грубым давлением и принуждением.

    Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату: освободить ребенка от трудностей, избавить от «лишних» требований. Но, по сути, диктат родителей и опека – явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Отрицательные результаты таких стилей во многом совпадают.

    Сотрудничество характеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи).

    Здесь требования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости – помогут. Но самое главное – ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

     


             3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     

    Дошкольное детство небольшой отрезок в жизни человека. В этом возрасте, первоначально формируются те качества, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Детство, период  интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, и такие, которые представляют собой «задел» на будущее. Не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста.

    На определенном отрезке дороги детства, ребенок поступает в дошкольное учреждение. Это событие влечет за собой значительные изменения, как в жизни ребенка, так и родителей. Здесь, все новое, незнакомое. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства становится легче и труднее. Легче, если родители обеспечат ребенку защиту, поддержку, эмоциональный комфорт, учитывая, что именно в детском саду возникают первые трудности, связанные с развитием и поведением ребенка. Труднее, если родители не станут принимать участия в жизни ребенка, своевременно не окажут помощь, тем самым сформировав негативные черты личности, закрепив нежелательное поведение ребенка.

    На психолога возлагают большие надежды. Иногда эти надежды оправданы, иногда завышаются возможности педагога — психолога. Однако непосредственное участие в жизни детей, психологическое сопровождение, контроль, за психическим развитием воспитанников, позволяет педагогу – психологу своевременно оказывать помощь родителям детей посещающих дошкольное учреждение.

    Деятельность педагога – психолога строится в соответствии с должностными обязанностями и правами, определенными рамками профессиональной компетенции.

    Основная работа педагога – психолога, дошкольного учреждения, с родителями заключается в следующем.

    Оказание психологической помощи и поддержки родителям в воспитании детей.

    Переориентация  внимания родителей с отдельного симптома на личность ребенка в целом.

    Просвещение родителей по актуальным психологическим проблемам

    Помощь в устранении существующих и профилактика возможных трудностей психолого – педагогического характера.

    Методы, используемые в работе педагога – психолога, такие как тестирование, анализ, наблюдение, консультирование, психодиагностика, опрос, анкетирование, делают работу наиболее продуктивной.

    Изучив особенности взаимоотношений детей и родителей в семье  с помощью различных методов, педагогом – психологом намечаются пути преодоления выявленной проблемы, на основании дифференцированного и индивидуального подхода к родителям. Учитывая, что родительское отношение представляет собой единство эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенности понимания, когнитивного видения ребенка родителями, педагог – психолог дошкольного учреждения, проводя семинары, консультации, тренинги расширяет знания родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и психологических законах развития ребенка. Это ведет не только к повышению информативности, а самое главное к изменению самого отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания.

    Варга А.Я и Смехов В.А. выделили следующие причины неэффективности родительского отношения к ребенку:

    1) Педагогическая и психологическая неосведомленность

    2) Некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания ребенка

    3) Личные проблемы и особенности родителей, которые он привносит в общение с ребенком

    4) Особенности общения с другими членами семьи, влияющие на, отношения с ребенком

    Важно помочь осознанию родителями подлинных причин неправильных взаимоотношений с детьми. К сожалению многие родители не понимают, что устранение того или другого нарушения – длительный процесс и положительного результата можно добиться при активном участии семьи.

    Наиболее частыми причинами являются установки и стереотипы поведения родителей. Перестроить отношения в семье мешает и то, что укоренилось в далеком прошлом и связано с собственным детским опытом родителей: неосознаваемые ими комплексы, страхи, психические травмы. Во многих семьях взрослые не умеют учитывать интересы друг друга, предъявляют взаимные претензии по поводу встречающихся трудностей в воспитании детей. Некоторые родители считают возможным прибегать к физическим наказаниям, что свидетельствует о полном отсутствии между ребенком и взрослым взаимопонимания, любви и уважения. Предметом беседы здесь может быть вопрос о возможности применения разных способов наказания, адекватности наказания проступку и возрасту. Здесь уместно дать родителям представить переживания ребенка после наказания, а так же свои отношения с ним в дальнейшем. Недопустимым является высказывание общего недовольства поведением ребенка, относящееся не к отдельным поступкам, а к личности в целом. Непонимание родителями своих детей можно назвать неумение выделить мотивы поведения ребенка, лежащие в основе нарушения дисциплины. Проявляться они могут в следующем: ребенок часто привлекает к себе внимание взрослого, при этом подчиняться взрослому не хочет, хочет одержать верх над ним. Мстит взрослом за то, что нелюбим и обижен, демонстративно показывает, что он, ни на, что не способен и пусть его оставят в покое. Взрослым следует указать на особенности различных мотивов, которые лежат в основе требований родителей к детям. Требовательность должна вырастать из любви к ребенку и самое главное дать осознать ему это. Родителям, прежде всего, необходимо сформировать ориентацию на собственное изменение. Это, означает, постоянно искать более эффективные методы влияния на ребенка, развивая себя как культурного человека, так как воспитывать другого можно только тогда, когда ты сам постоянно совершенствуешь себя, то есть условием повышения культуры семейного воспитания является включение родителей в процесс саморазвития. Ведь воспитанные дети – это воспитанные родители!

    Для родителей очень важно уметь принимать своего ребенка. Это, значит, проявить к нему терпимость и одновременно стремиться понять его и по необходимости помочь ему.

    Эффективная работа педагога – психолога дошкольного учреждения помогает справиться со множеством трудностей, стоящих перед семьей. При регулярных контактах с родителями, педагог – психолог  проводит беседы о результатах пройденного этапа и задачах последующего, дает рекомендации для проведения домашних упражнений, обменивается мнениями о состоянии  развития и успехах ребенка, об особенностях работы с ним. Педагогу – психологу важно понимать, что стереотипы быстро не ломаются, пройдет некоторое время, прежде чем родители начнут понимать и применять всю полученную информацию, как нечто само собой разумеющееся. Если педагог – психолог терпеливо, раз за разом, принимает активное участие в работе с семьей, то и достигается положительный результат в совместной работе по взаимодействию родителей и детей. Согласно законам философии, количественные изменения, неизбежно перейдут в качественные. Психологу необходимо осознавать, что он во многом работает на будущее, и ни в коем случае не отказываться от этой особой позиции, которую он занимает в жизни той или иной семьи.

    В заключении хочется подчеркнуть, время летит быстро, изменения каждого дня могут быть значительны, родителям необходимо стремиться понять своего ребенка, помочь, а не помешать, раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему. Постараться понять и принять ребенка таким, какой он есть, таким разным и по – своему прекрасными, какими создала его природа.

     


              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Семейные взаимоотношения – это в какой-то мере тоже педагогическая и социальная система, направленная на создание полноценной личности из ребенка. Родители имеют определенный педагогический опыт, который они усвоили от своих родителей, воспитателей и учителей. У каждого родителя соответственно есть и положительный опыт и отрицательный. В зависимости от того какой опыт является превалирующим тот и в большей степени передается ребенку.

    Если опыт был положительный, то ребенок растет в атмосфере, уважения, добра, любви. Если же в большей степени опыт был отрицательный, то дети помнят в большей степени только наказания и нотации. В таком случае ребенок становиться слабовольным, ведомым. Он в основном вспоминает только тяжелые и безрадостные годы своего детства.

    Каждый из детей старается копировать большинство взрослых, которые его окружают. И в зависимости от опыта приобретенного в процессе общения со взрослыми ребенку может быть потом легко учиться в школе и преодолевать все жизненные трудности, либо наоборот вступить с окружающими в длительную конфронтацию.

    Проблема формирования личности в дошкольном возрасте актуальна и сильно значима в современном обществе. Именно ориентация на личностный подход в воспитании ребенка в дошкольном возрасте является одним из важных пластов в сознании ребенка, который позволяет появиться у же с детских лет уникальных личностных качеств ребенка и в то же время улучшить процесс воспитания со стороны учителей и родителей.

     


              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3 изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2008.
    2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2006.
    3. Столяренко А.М. Психология и педагогика. — М.: ЮНИТИ, 2006.
    4. Эйдемиллер Э., Юстицкас В. Психология семьи и семейная психотерапия. Л., Питер, 2010.
    5. http://pedlib.ru/Books/3/0386/3-0386-3.shtml

     

    [1] Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3 изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2008.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.